loader

ЕСЛИ «НЕ КАРТИНЫ В РАМЕ» И «НЕ БЭНКСИ»: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И РЕАЛЬНОСТЬ В НОВОЙ ПОСТАНОВКЕ ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА «МЕЖДУ ДЕЛОМ»

В историческом здании театра имени А.С. Пушкина на Тверском бульваре, известном со времён императрицы Екатерины Великой, в начале этого года состоялась премьера новой оригинальной постановки Евгения Гришковца – спектакль «Между делом».

Драматург и писатель выступил не только автором и режиссёром спектакля, но и прототипом главного героя постановки, поэтому зритель может наблюдать за, своего рода, «экранизацией» реальных жизненных событий. 

Минимализм в современных театральных постановках последних лет присутствует не только в действии, но и в костюмах и декорациях: на сцене только большие стеновые панели да комплект мебели в виде стола и стульев стиля «конторский лофт». Подобное оформление полностью фокусирует внимание на действующих лицах.

Спектакль идёт более двух часов без антракта. Универсальные декорации практически не меняются – для зрителя меняется только место действия: то это кабинет, то галерея, баня, СИЗО и так далее.

В основе – диалоги героев, обсуждающих главную тему пьесы: как спасти молодую талантливую художницу. Пьеса написана на основе личной истории Евгения Гришковца, персонажи не вымышлены и даже биографичны, тем острее воспринимается драма «закадровой» героини Зины Серебровой и её единственного защитника, известного писателя Леонида Весневича.

Почти отсутствуют энергичные жесты и движения, а говорят герои много, так что порою продолжительные диалоги похожи на документальную аудио-пьесу. В «Между делом» важнее слушать и слышать, чем видеть. А вот то, о чём говорят и спорят герои, позволит для кого-то впервые, а для кого-то ещё раз задуматься о неизменной теме граней и ограничений творчества в современном обществе, о роли неизбежных внешних факторов на судьбу человека, о значении недооценённого искусства и нераскрытого таланта для тех или иных лиц. 

Если вкратце описать сюжет пьесы, открывается спектакль сценой интервью главного героя, писателя Весневича, провинциальной журналистке Дарье. Этому интервью театральная критика уделила особое внимание, усмотрев авторское отношение к набившим оскомину стандартным вопросам знаменитостям.

Впоследствии герой решает вмешаться в печальную историю 22-летней художницы Зины Серебровой (отсылки в спектакле заметны не только в имени героини) – чтобы спасти возлюбленного, девушка берёт на себя вину за уголовно наказуемое преступление. Писатель принимает решение спасти молодой талант и всеми силами борется за её освобождение. 

На протяжении всего спектакля герой отчаянно пытается преодолеть непонимание друзей и влиятельных знакомых, убеждая всех в том, что мир должен увидеть работы современного художника.

 

Однако сцена за сценой мы понимаем, что талант гибнет только в глазах писателя, а для галеристов, политиков, полковников работы Зины, выполненные на полу, стенах, потолке, транспортной остановке маленького городка российской глубинки – это, кажется, и не признанное искусство вовсе, это же «не картины в раме» и «не Бэнкси».

Писателю приходится преодолевать конфликты даже в семье: ссора с женой – акустически самая громкая сцена спектакля. 

Попытка совершить благородный поступок, который воспринимается другими как «непонятная борьба», разбивается о крепкую стену равнодушия окружающих. В этой драме нет счастливого финала, и в последней сцене писателю остаётся только утешать героиню пьесы. 

Этим летом спектакль «Между делом» можно посетить 29 июня и 24 августа. 

О ТЕАТРЕ

История театра им. А. С. Пушкина восходит к началу прошлого века, когда выдающийся режиссёр-экспериментатор Александр Таиров основал Камерный театр в 1914 году. Театр отличался репертуарной смелостью и новаторством. С театром работали знаменитые художники русского авангарда Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов, Павел Кузнецов, Александра Эстер, Георгий Якулов. Первой актрисой театра была прославленная Алиса Коонен. Среди триумфальных постановок Камерного театра – «Саломея» Оскара Уайльда, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Федра» Ж. Расина, «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока, «Любовь под вязами» Юджина О’Нила, «Багровый остров» Михаила Булгакова, «Опера нищих» Бертольда Брехта и другие громкие спектакли, в своё время сопровождающиеся настоящим «ураганом» аплодисментов.  

Камерный театр был переименован в театр имени А. С. Пушкина в 1950 году. Первым художественным руководителем театра был назначен народный артист СССР Василий Ванин. В разные годы художественными руководителями театра были народные артисты СССР Борис Бабочкин, Иосиф Туманов, Борис Равенских, Борис Толмазов и другие прославленные режиссёры. Интересно, что спектакль 1950 года «Аленький цветочек» идёт на сцене до сих пор.

В летний сезон гостям театра на основной сцене и сцене филиала в Сытинском переулке представлено более десяти постановок, среди которых:

- предпремьерные июньские спецпоказы спектакля «Костик» по мотивам «Чайки» Антона Чехова;

- шекспировская «Двенадцатая ночь» и филиальный спектакль-концерт «А я пойду по улице, по улице…» в исполнении студентов школы-студии МХАТ;

- пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова; 

- «Таланты и покойники» по мотивам единственного произведения Марка Твена-драматурга, пьесе «Жив или мёртв»;

- первая постановка в России пьесы французского драматурга Жана-Люка Лагарса «Обычный конец света», 

- комедия по одной из самых известных пьес Кена Людвига «Эта прекрасная жизнь»;

- «Заповедник» по мотивам произведения Сергея Довлатова;

- пьеса современного отечественного драматурга Александра Коровкина «Семейка Краузе»;

- «Ложные признания» по одноимённой пьесе Пьера де Мариво; 

- костюмированный «Влюблённый Шекспир» на основе оскароносного киносценария фильма 1998 года;

- интерпретация детективной пьесы Агаты Кристи «Мышеловка»;

- чеховский «Вишнёвый сад».